Восстановленная несправедливость. System of a Down в «Олимпийском»

Автор: Кирилл Сорокин
Издание: Газета «Коммерсантъ», №112 (4653), 23.06.2011

Концерт рок

В спорткомплексе «Олимпийский» выступила группа System of a Down. О концерте одной из самых популярных «тяжелых» групп в мире — КИРИЛЛ СОРОКИН.

За те пять лет, что группа бездействовала, ее художественный руководитель Серж Танкян дважды бывал в Москве, но это была все-таки совсем иная история, в большей степени ориентированная на американскую политическую конъюнктуру, нежели музыкальную: его пластинка «Elect the Dead», вышедшая в 2007 году, была неприкрытой гневной отповедью политике Джорджа Буша-младшего. Поэтому символично, что System of a Down вернулись к активной гастрольной деятельности именно сейчас, когда образ былого врага не разглядеть и в зеркале заднего вида, не мотивируя свое возвращение, кажется, ничем, кроме того, что их, конечно, все страшно рады будут видеть.

Их московский концерт — последний в рамках европейского тура — свидетельствовал об этом как нельзя лучше: «Олимпийский» был заполнен если не под завязку, то уж точно больше, чем на две трети, а публика варьировалась в диапазоне от забитых с ног до головы татуировками неформалов до степенных представителей армянской диаспоры и людей с детьми. Нынешний размах System of a Down сковывал разве что невеликий размер сцены, которая, в отсутствие экранов, с трибуны выглядела как спичечный коробок и немного тонула в безликой громадине стадиона; звук, впрочем, извечный камень преткновения хоть сколько-нибудь больших артистов на московских концертах, был вполне адекватный.

Когда занавес, скрывавший сцену, упал и вместо аршинной надписи «System of a Down» на сцене появились сами музыканты и заиграли «Prison Song», сразу стало понятно, что за прошедшие годы группа не растеряла те тактико-технические характеристики, которые сделали ее не только одной из самых влиятельных, но и одной из самых обаятельных металлических групп нулевых. И все последующие полтора часа, в которые уместилось 26 коротких, напористых и по-своему неотразимых песен, довольно сложно раскладывать на части, поскольку System of a Down, как и прежде, это ураган, сметающий все на своем пути, и масштабы разрушения можно оценить, лишь когда все окончательно стихнет.

Удачно балансируя между театром боевых действий и театром абсурда, Серж Танкян со товарищи продемонстрировали ровно то, чего от них и ждали,— умение за три-четыре минуты эфирного времени развернуть любую песню на 180 градусов, от пронзительных заклинаний о мире во всем мире перейти к прямым обвинениям. И все это — молниеносно срываясь на звериный рык после учтивых песнопений, совмещая национальные мотивы с оглушительным гитарным гвалтом, а риторику правдорубов — с обыкновенным хулиганством. За последнее все больше отвечал Дарон Малакян, гитарист группы и ключевой соавтор Танкяна, благодаря которому временами довольно сложно было представить, что на сцене люди с ярко выраженной гражданской позицией, чьим видео занимался однажды сам Майкл Мур,— например, в тот момент, когда он под акустическую гитару затягивал первые строки песни «Cigaro», то есть буквально «мой член больше, чем твой».

Если же оставить подобные (и немногочисленные) детали, то о нынешних System of a Down хочется отзываться сплошь в превосходных категориях — вся их хеви-металлическая машинерия, движимая на самом деле силами всего четырех человек, наверное, не самая слаженная и суровая, но в их крестовых походах против вселенской несправедливости всегда остается что-то неизменно комическое, делающее их представление не столько явлением живых легенд условной альтернативы, сколько явлением просто живых людей, и это относится не только к самим музыкантам. Уже на исходе концерта, когда Танкян попросил зал помочь спеть ему «Toxicity» и, без преувеличения, весь зал встал на ноги в порыве, достойном лучших футбольных матчей, даже на лице стоящего на трибуне милиционера, кажется, дрогнул тот самый мускул.

Оригинал статьи