Круче «Металлики». Группа System of a Down прошлась по Москве ураганом
Автор: КОНСТАНТИН БАКАНОВ
Издание: Новые Известия
Команда System of a Down (SOAD), армянская по национальности и американская по факту, во вторник дала свой первый концерт в России. Произошло это после воссоединения коллектива во главе с Сержем Танкяном, неоднократно бывавшим у нас со своим сольным проектом. В отличие от «сольников» Танкяна, SOAD – команда, играющая жесткую музыку. Однако музыканты подходят к ультра-хард-року настолько мелодично и необычно, что, пожалуй, переплюнули многих великих представителей жанра, включая «Металлику».
Столичный спорткомплекс «Олимпийский» оказался забит под завязку – два танцпола и трибуны в общей сложности собрали около 20 тыс. зрителей. Народ на SOAD пришел подготовленный и активный, многие знали наизусть значительную часть песен. Сразу в нескольких точках танцпола поклонники почти сразу же организовали слэм – что-то вроде массового танца, популярного у фанатов панк-рока и хеви-метала, со столкновениями друг с другом.
Непосредственно перед сценой стояли несколько человек с государственными флагами Армении. Как уже писали «НИ», в Ереване стали собирать подписи за то, чтобы SOAD приехали на родину предков уже в ходе этого тура. Впрочем, группа хоть и армянская по национальности, в остальном к Армении имеет весьма косвенное отношение: два участника родом из Ливана, один – из Калифорнии, бывший барабанщик Андраник Хачатурян – из Тегерана, и лишь басист Шаво Одаджян родился в Ереване, но еще в детстве переехал с родителями в США.
SOAD сумели ворваться в хард-рок-обойму отнюдь не благодаря продюсерским интрижкам. Чтобы эмигрантской по сути группе добиться успеха в Америке, нужно быть на две головы выше остальных. Это и произошло с «Системой», как ее называют российские промоутеры. Записывая альбом за альбомом (всего на данный момент их в дискографии SOAD пять), к 2005 году группа набрала обороты, став популярной одновременно в Европе и США. Им достались призы от европейского MTV и «Грэмми». И за время творческого отпуска длиной в пять лет интерес к себе музыканты не растеряли. Отчасти благодаря своим сольным проектам: Серж Танкян стал, в частности, любимцем московской музыкальной богемы.
Впрочем, слово «любимцы» никак не подходило к горячим армянским парням во вторник. Они жгли по полной, умело переходя от панк-роковского бита к лирике и приятным мелодиям и обратно. Танцпартер просто ходил ходуном, когда SOAD зарядили песню Soldier Side. Вещицу с названием I-E-A-I-A-I-O пели всем залом, а некоторые зрители устроили нечто, что можно было бы назвать хард-хороводом: уже не хоровод, но еще не слэм.
Нельзя не отметить великолепную архитектуру света. Свет едва ли не полноценно заменял декорации, а упор на яркие фиолетово-оранжевые цвета вкупе с коврами, разложенными на сцене, придавали коллективу тот эстетический шарм, которого обычно не хватает группам, специализирующимся на металлической и альтернативной музыке. Особенно поразили световые декорации к песне Forest: так точно изобразить лес одним только светом – это надо очень постараться.
Во второй части концерта на большом экране возникла ладонь с захватывающим жестом. В этом был определенный смысл: со сцены действительно «накрывало» не только светом, но и звуком, и группа захватила «Олимпийский» полностью. Сочетание несочетаемого, доведенное до уровня исключительных ощущений музыкальной гармонии, и почти полное отсутствие рваного ритма при таком разнообразии – это и есть System of a Down. Немудрено, что билеты на шоу в Рио-де-Жанейро, которое состоится только осенью, уже полностью раскуплены. А в Бразилии знают толк в тяжелой музыке: оттуда как-никак Sepultura родом.
На Lonely Day «Олимпийский» озарился тысячью огней от зажигалок (настоящие фанаты живой музыки ни за что не променяют живой огонь на свет от мобильников). То же происходило и на Lost in Hollywood – еще одной красивой песне. Несколькими минутами ранее все дружно орали слова Chop Suey. Ну а завершился концерт SOAD их известной композицией Sugar. Московская публика синхронно с кумирами завывала: «У-у-у, шуга!!!»
Серж Танкян, конечно, не знает русского языка, но когда он кричит с армянским акцентом «Спасибо, Москва-а-а», это воспринимается куда круче, чем традиционные англоязычные здравицы в честь публики и России как страны пребывания. В чем-то, конечно, они для нас свои. Ну а талантливо сделанная музыка – она всегда в дефиците. Мысль, возможно, крамольная, но хард-рок и панк-рок – жанры, по большому счету, примитивные. Шаблонные, если хотите. Поэтому, если в этом сегменте появляется команда отличных мелодистов, это почти всегда прорыв. System of a Down к 2005 году стали безусловным прорывом. Теперь они вернулись. Скорее не ради искусства, а ради зрителя.
Оригинал статьи
|